Вчера наконец-то посмотрела в 3-Д фильм Альфонсо Куарона "Гравитация". Под впечатлением! Фильм настолько потрясающий, что даже не ожидала (что вдвойне приятно). Пожалуй, по силе зрительного и духовного восприятия этот фильм после "Аватара" - лучший за последнее время. Технологии специальных эффектов достигли такого небывалого уровня, что ощущения иллюзии "одновременного присутствия" просто поражают. Думаю, что за небывалую по своей мощи работу оператора и фантастические эффекты фильм получит своего "Оскара". Не знаю как другие, (некогда было наблюдать, как на некоторых фильмах от нечего делать смотришь на зрителей: кто что жует, кто СМС-ки отправляет, кто болтает), я просто онемела и боялась пошевелиться. Сюжет фильма, как таковой непритязателен: "Хорошие" американские астронавты (Сандра Буллок и Джордж Клуни) на "хорошей" американской космической орбитальной станции производят в открытом космосе мелкий ремонт аппаратуры. И вот "нехорошие" русские нечаянно, по дури, ракетой расхерачили какой-то околоземный спутник и теперь его осколки с огромной скоростью несутся в сторону Шатла. Астронавты не успевают спрятаться, да и куда прятаться в открытом космосе? Короче, осколки напрочь разбомбили и станцию, убили двух других астронавтов, а Сандра и Джордж оказались на пару в своих скафандрах с отрезанной "пуповиной", беззащитные в черном, страшном, безмолвном космосе и где-то далеко светится недоступная и такая родня Земля. Паника, страх, отчаяние. Герой Клуни (Ковальски) - опытный ветеран и романтик от Космоса решает навсегда остаться в этой черной бездне, ради спасения своей напарницы (Райан Стоун), напоследок дает ей пару дельных советов, как спастись в этой безвыходной ситуации. Сандра, собрав последние силы и поборов свой страх, попадает вначале на "плохую" полуразрушенную русскую орбитальную станцию "Союз", где сделано все так топорно и на соплях, что возникает пожар, а за приборной панелью припрятана бутылка водки , а потом - и на китайскую станцию "Шаньмяобяодзинь"(или как-то так) и уже оттуда катапультируется в капсуле на Землю.
Это сюжет, но не в нем дело. Фильм снят не ради этого, в общем-то банального сюжета. Самое главное - это небывалый аттракцион личного присутствия в космосе, как будто бы ты находишься вместе с ними (третьим астронавтом) в этой страшной бесконечности, испытывая такие же приступы удушья и фобий (то ли замкнутого пространства, то ли бесконечно открытого), как и герои фильма. Некоторые всю жизнь мечтают и тратят астрономические суммы, чтобы попасть в космос и посмотреть на Землю с такого расстояния. Так вот эта возможность! Вот- такие голубые океаны с зарождающимися в них циклонами, вот потрясающее, фантасмагорическое зрелище восхода солнца с необычного ракурса, вот очертания таких знакомых по карте материков и морей с цепочками гор, ледников, ниточками рек и зеленым маревом лесов. Это - наша прекрасная Земля, мы еще не видели ее такой. Привыкли лазить по ней, как блохи по собаке, и даже не представляем, как это выглядит прекрасно со стороны. Меня особенно потрясло зрелище ночной Земли с мириадами светящихся точек, собранных кучками - это наши мегаполисы - такие, какие их видят инопланетяне, если они есть.
Фильм полон метафор и аналогий. По большому счету - это фильм-притча. Думаю, это все заметили. Вот Райан, попадая на русскую орбитальную станцию, сбрасывает скафандр-скорлупу и оказывается почти голенькой (какая же все-таки у Буллок потрясающая спортивная фигура - и это в ее возрасте!), интуитивно принимая "позу эмбриона" пытаясь генетически вспомнить свою защищенность в утробе матери, вот она блуждает в космосе в своем символическом, наивном, созданном на Земле, защитном околоплодном "пузырьке", не находя в этой безжизненной пустыне ни одного мало-мальски пригодного для проживания места. Это агрессивная, бездушная среда, она не для жизни, она - для смерти. И благодарите Бога, что нам в ней нет места. Как уютна и ласкова Земля по сравнению с этим ужасом Космоса! Вот она, собрав последние силы и, надев русский скафандр (топорный, простой, но очень функциональный), с надписью на шевроне "Россия" и на груди "Демидов" (почему Демидов? может русский промышленник Демидов? как символ чего-то крепкого и настоящего), летит в спасательной капсуле горящим болидом назад в свою альма-матер. Это уже не та плаксивая и подавленная Райан, которая отправилась в космос, чтобы сделать себе еще хуже, и хоть на время избавиться от тягостных мыслей о своей погибшей маленькой дочери, а новая, сильная, заново родившаяся, переоценившая свои взгляды на дарованную ей жизнь. Вот она падает в своей защитной капсуле в озеро, полное тины, лягушек (как мила и близка наверное, ей показалась эта лягушка - первое встреченное ею существо), и сама, как и это первобытное земноводное, выползает на сушу, прижатая к мокрому песку берега земной ГРАВИТАЦИЕЙ, не в силах встать, вначале ползет, потом встает на четвереньки, потом на колени, а затем - и в полный рост - как настоящий земной "Хомо-Сапиенс". В общем, я увлеклась. Опять. Лейтмотив этого фильма: - "Мы - избранные! Земля (ласковая мамочка), не отпускай меня, держи, я - твоя дочь !
Если кто еще не видел - советую! Только в кинотеатре, и только в стерео!
Да, вспомнила, к фильму наверняка приложил руку Кэмерон (он друг Куарона и консультировал его по фильму), уж больно прослеживается его "грандиозный" стиль...